FLEXCO.

Конвейеризация технологических процессов в угольной, горнодобывающей, металлургической, химической и других отраслях промышленности является средством повышения эффективности производства и улучшения комфортности труда. Одним из сдерживающих факторов расширения объемов применения конвейерного транспорта является стыковка конвейерных лент.

Способы холодной и горячей вулканизации стыковки конвейерных лент характеризуются большой трудоемкостью разделки (подготовки) и непроизводительным расходом (до 4 м и более) ленты, требуют строжайшего соблюдения технологии стыковки, чистоты вулканизируемых поверхностей и окружающей среды, высокого качества применяемых материалов, равномерности прогрева (при горячей вулканизации) стыка.

Альтернативным решением вопроса стыковки резинотканевых и поливинилхлоридных конвейерных лент является их стыковка механическими соединениями, обладающими рядом достоинств: простотой, небольшой трудоемкостью, незначительным временем стыковки, что весьма существенно в аварийных ситуациях на участковых конвейерных штреках и при проходке, где производится периодическое сокращение или наращивание конвейеров, а также на производствах, не допускающих длительных перерывов. Например, на металлургических предприятиях.

Наибольшее распространение для стыковки конвейерных лент получили механические соединения «Флекско» фирмы «Flexible Steel Lacing Co» (США), работающей на рынке более 100 лет. Соединения этой фирмы применяются на предприятиях многих стран: США, Польше, Чехии, Турции, Австралии. Канаде. России и др. Фирма производит разъемные (шарнирные) и неразъемные соединения «Флекско», позволяющие стыковать резинотканевые и поливинилхлоридные ленты толщиной от 1 до 30 мм с разрывной прочностью до 3500 Н/мм.

При стыковке этими соединениями не требуется специального помещения и громоздкого оборудования.

Для изготовления соединений «Flexco» применяются различные металлы (сталь оцинкованная, сталь нержавеющая) сплавы RustAlloy и MegAiloy, пластик, учитывающие самые разнообразные условия эксплуатации и свойства транспортируемого груза (температура, влажность, химическая агрессивность, абразивность и т.п.)

Для стыковки конвейерных лент, работающих в тяжелом режиме (шахтах, карьерах, рудниках, обогатительных фабриках, металлургических предприятиях и т.п.) применяются шарнирные заклепочные соединения Rivet Hinged, шарнирные болтовые соединения Bolt Hinged, неразъемные заклепочные соединения Rivet Solid Plate, неразъемные болтовые соединения Bolt Solid Plate.

Каждый тип механических соединений имеет свою область применения (табл. 1)

 

Таблица 1. Механические соединения для стыковки лент конвейеров, работающих в тяжелом режиме

Параметры
стыкуемой ленты
Типы механических соединений
Rivet Hinged
Bolt Hinged
Rivet Solid Plate
Bolt Solid Plate
Прочность ленты, Н/мм
400-3500
400-500
1250-1600
315-1000
Толщина ленты, мм
5-24
6-16
6-24
5-30

 

Наибольшее применение на горнодобывающих и металлургических предприятиях получили механические шарнирные заклепочные соединения Rivet Hinged и неразъемные болтовые соединения Bolt Solid Plate. Так в США 50 угольных шахт из 60 применяют эти соединения. Причем на 40 шахтах эксплуатируются только шарнирные заклепочные соединения Rivet Hinged, которые обеспечивают наилучшие эксплуатационные показатели.

В России механические соединения «Флекско» R5, R5 1/2, R6, RAR6, R8 и RAR8, а также болтовые соединения Bolt Solid Plate и болтовые соединения Bolt Hinged применяются на 40 угольных шахтах и более чем на 50 предприятиях сталелитейной, химической, золотодобывающей, деревообрабатывающей и других отраслях промышленности.

Пионером внедрения механических соединений «Флекско» являются шахтеры Кузбасса. Именно на шахтах Кузбасса специалисты НПК «ТРАНСТЕХМАШ» в 1997 году смонтировали (установили) первые шарнирные заклепочные соединения Rivet Hinged. Одновременно «ВостНИИ» были проведены испытания на прочность стыка с механическими соединениями. В результате этих испытаний и двухлетней опытной эксплуатации, шахтеры убедились в надежности (прочность стыка > 50 % от разрывной прочности конвейерной ленты), простоте, небольшой трудоемкости монтажа и обслуживания, достаточно большим сроком службы механических соединений «Флекско».

К 2007 году более 15 угольных шахт Кузбасса применяют в разных объемах технологию «Флекско» для стыковки конвейерных лент производства ЗАО «Курскрезинотехника», «Карагандарезинотехника», «Sempertrans» (Польша), ЕРР-1600/2 (Германия).

Для стыковки конвейерных лент в Кузбассе применяются механические соединения «Флекско» типоразмера R5 1/2, R6, RAR6, R8, RAR8.

Длина конвейеров, на которых установлены эти соединения, составляет 800-1500м, производительность (по углю) 560-3000 т/час, прочность конвейерной ленты 800-1800 Н/мм.

Средний срок службы механического стыка на шахтах Кузбасса составляет 6-12 месяцев, а максимальный - 14-15 месяцев.

Вторым крупным регионом, на шахтах которого применяются механические соединения «Флекско», является объединение «Воркутауголь». Стыковка конвейерных лент отечественного и импортного производства осуществляется соединениями R5, R5 1/2 , R6, а также в небольшом объеме R8. Длина конвейеров, на которых установлены соединения, изменяется от 19 до 1250 м, производительность от 50 до 1250 т/час. Срок службы стыковых соединений на шахтах изменяется в широком диапазоне от 3 до 10 месяцев. Наилучшие показатели (8-10 месяцев) достигнут на лентах с «утопленным» стыком, т.е. там же, где пластины шарниров установлены на одном уровне (заподлицо) с поверхностью ленты.

На предприятиях многих отраслей промышленности, в том числе металлургической, основные технологические процессы не допускают длительных перерывов (простоев) в работе оборудования. Поэтому, особенно актуальной является технология стыковки конвейерных лент с минимальными затратами времени.

В 2002 году специалисты НПК «Транстехмаш» состыковали конвейерную ленту механическим шарнирным соединением Rivet Hinged на одном из конвейеров коксохимического производства ОАО «Северсталь». В результате положительной опытной эксплуатации стыкового соединения «Флекско» они стали применяться в большом объеме для стыковки конвейерных лент общего назначения 21ТК-200 и теплостойких 2Т1-ТК-200 шириной от 650 до 1600 мм. прочностью до 1000 Н/мм и длиной конвейеров от 2 м (питатели) до 600 м. Конвейеры установлены в помещениях и транспортируют самый разнообразный материал.

Так, шарнирные соединения R5 1/2 установлены на конвейерах, транспортирующих уголь, кокс, породу, пековыи кокс, коксовую мелочь, угольную шихту. Температура транспортируемого материала от 30° до 100°С, влажность до 20%. На части лент стыки «утапливаются». Средний срок службы стыков на этих конвейерах составляет 12-15 месяцев, максимальный- 18 месяцев.

На конвейерах, транспортирующих сульфат аммония влажностью до 25%, содержанием серной кислоты до 0,05%, ленты состыкованы соединениями RAR 5 1/2 (сплав «RustAlloy»). Стыки «утапливаются». Средний срок службы стыка составляет 8 - 10 месяцев.

Шарнирные болтовые соединения «Bolt Hinged» типа 550JNC-SN применяются для стыковки конвейерных лент 21ТК-200 на питателях, транспортирующих уголь, угольный концентрат с влажностью до 10%. Соединения «утапливаются». Средний срок службы стыков с этими соединениями составляет 10-12 месяцев, достигая 15 месяцев. Неразъемные болтовые соединения «Bolt Solid Plate» типа 2Е на коксохимическом производстве применяют для стыковки конвейерных лент и ремонта продольных порезов. Транспортируемый материал: уголь, кокс, порода. Длина конвейеров от 15 до 600 м и производительностью по углю 100 т/час, коксу 800 т/час, породе 200 т/час. Часть стыков «утапливается». Средний срок службы стыков с болтовыми соединениями составляет 12 -15 месяцев.

На конвейере, транспортирующем кокс с температурой 180°С, был отремонтирован продольный порыв ленты длиной более 5 м болтовыми соединениями 2Е. После плановой замены конвейерной ленты был осмотрен и проверен участок продольного порыва. Разрушений и поджогов ленты на этом участке не обнаружено. Учитывая положительные результаты эксплуатации механических «Флекско» на коксохимическом производстве, ОАО «Северсталь» расширяет применение этих соединений. С 2003 года механические соединения «Флекско»начали применяться в Доменном и Агломерационном производствах.

На предприятиях, выплавляющих сталь, алюминий и т.п., часто транспортируют материал с высокой температурой до 220-240°С и более. В этих условиях стыки даже на новых конвейерных лентах, выполненные способами холодной или горячей вулканизации расслаиваются и разрушаются в первые же часы работы конвейера. Такая ситуация в 2004 году возникла на Саяногорском алюминиевом заводе. Специалисты НПК «Транстехмаш» соединениями R6 стыковали термопекостойкую конвейерную ленту на конвейере длиной 30 м, транспортирующем пековый кокс с температурой 220°С. Стыковое соединение без повреждений проработало около 4 месяцев до замены конвейерной ленты (порез ленты по длине). Наиболее длительный срок службы стыка, более 4 лет, достигнут на предприятии, транспортирующем керамзит.

В последние годы в горнодобывающих отраслях промышленности за рубежом и России наблюдается тенденция применения вместо резинотросовых конвейерных лент прочностью > 3000 Н/мм, резинотканевых и поливинилхлоридных такой же прочности. Это вызвано тем, что стоимость, стыковка, обслуживание тканевых конвейерных лент гораздо ниже резинотросовых. К тому же за счет меньшего погонного веса резинотканевых конвейерных лент уменьшается расход электроэнергии и увеличивается пожаробезопасность эксплуатации конвейера (особенно при пробуксовке).

Учитывая эту тенденцию, фирма «Флекско» (США) 2004 году наладила выпуск механических шарнирных соединения «Bolt Hinged» типа R9S для лент с разрывной прочностью 3500 Н/мм. Установка этих шарниров производится с помощью монтажного устройства MSRT9, выпускаемого также фирмой «Флекско».

Для стыковки конвейерных лент, транспортирующих высокоабразивный материал (песок, гравий, дробленую породу, уголь, известняк, соль), фирма освоила выпуск новых болтовых пластинчатых соединений 140 VP, 190 VP и 2 VP, верхние пластины которых армированы цельной резиновой обкладкой и соединены в полосы, содержащие каждая по шесть пластин 140 VP или 190 VP и четыре в 2VP.

Такие соединения хорошо противостоят абразивному износу и коррозии. Слой натуральной резины, которым покрыты верхние пластины, значительно увеличит срок службы как соединений, так и скребков-очистителей конвейерной ленты.

Максимальный срок службы стыка с такими соединениями достигается при установке верхних полос болтовых соединений впотай с рабочей поверхностью обкладки ленты. В результате скребки очистителей ленты плавно проходят по закрытому стыку, не цепляясь за скос и не касаясь металлических элементов соединения.

Чистое время установки соединений VP может быть сокращено на 30-40% по сравнению со временем выполнения стыка обычными отдельными пластинами с болтовыми соединениями.

Опыт эксплуатации механических соединений «Флекско» на предприятиях угольной, металлургической и других отраслях промышленности показал их высокую надежность и долговечность, простоту, низкую трудоемкость и небольшую продолжительность (~ 60 мин) монтажа стыка. Улучшение эксплуатационных показателей механических соединений возможно при соблюдении потребителями условий выбора, монтажа и правил их эксплуатации.

Являясь эксклюзивным представителем фирмы «Флекско» в Украине, ООО «Новотранс» осуществляет поставку оборудования для механической механической стыковки конвейерных лент, обучение специалистов и монтаж опытных стыков. Компания постоянно внедряет механические соединения «Флекско» на угольных шахтах, промышленных предприятиях России и предлагает сотрудничество в области стыковки конвейерных лент.

Яндекс.Метрика